VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Федеративное устройство по Конституции СССР 1936 г

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000695
Тема: Федеративное устройство по Конституции СССР 1936 г
Содержание
  МИНОБРНАУКИ  РОССИИ
 Федеральное государственное бюджетное образовательное
 учреждение высшего образования
  
 «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 (РГГУ)
  
        	ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
  ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
  
                                      	Кафедра публичного права
  
 Колганова Анна Александровна
 Федеративное устройство по Конституции СССР 1936 г.
   
 Направление 030900.62 «Юриспруденция» (бакалавриат)
 Курсовая работа по Конституционному праву
 студента 2-го курса послевузовского образования
  
                                                                   
 
      Научный руководитель:
                                                                            к.и.н., профессор
 __________ В.Н.Белоновский
                                                                          “_______”____________2015  г. 
  
 
 Москва 2015
  	Содержание
Введение
2
   Глава I. Становление  советской модели федерализма
5
   §1. Понятие федерализма и его принципы
5
   §2. Этапы становления федеративных отношений в СССР
7
   §3. Формы федеративного устройства
10
    Глава II. Национально – государственное устройство СССР
13
   §1 Правовой статус субъектов федеративных отношений в СССР
13
   §2.  Союзная республика как субъект федеративных отношений
17
   §3. Автономная республика как субъект федеративных отношений
19
   §4. Иные субъекты федеративных отношений СССР
21
   Глава III. Правовая характеристика Конституции СССР 1936 года
23
   Заключение
32
   Список литературы
33
    

 
  
  
  
 
 
 
   
Введение
   История создания и появления Конституций СССР имеет множество этапов. За период советской власти Конституции СССР менялись и дополнялись. Содержание основного закона Советской страны менялось в зависимости от политических и государственных изменений.
   После принятия Конституции 1924 г. союзные республики изменили и свои собственные конституции внеся надлежащие изменения. 11.05.1925 XII Всероссийский съезд Советов принял измененный документ Конституции РСФСР. В процессе заседания Съезда было отмечено, что государственные акты Конституции СССР и конституции союзных республик обладали немаловажное значение в борьбе трудящихся за утверждение единения трудящегося класса с трудящимся крестьянством, за социалистическую индустриализацию государства, коллективизацию сельского хозяйства, проведение культурной революции.
   В течение десяти лет, после принятия Конституции СССР 1924 г., в основной документ молодого государства был внесен ряд важных изменений и дополнений, связанных с образованием и вступлением в СССР новых союзных республик— Туркменской, Узбекской, Таджикской, а также нововведениями и преобразованиями, проведенными в системе органов государственного управления — наркоматов в условиях реконструкции народного хозяйства и развернутого наступления социализма по всему государству.
   Новым витком в конституционном развитии государства СССР явилось принятие Конституции СССР 1936 г. и конституций союзных и автономных республик в 1937—1940 гг. Они закрепляли  победу социализма в стране, социалистические общественные отношения, дальнейшее развитие социалистического демократизма.
   Актуальность исследования Конституции СССР 1936 года обусловлена тем, что для изучения исторических этапов развития государства и права России, а так же для изучения истории конституционного права в России имеет огромное значение исследование ее документов и законов, чем и является данная конституция. Без изучения этапов развития Советской конституции, нельзя понять тот объем работы и масштабов развития исторической мысли государства и права России, на котором была основана разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.
   Цель работы – комплексное изучение создания, развития, содержания федеративного устройства по Конституции СССР 1936 года.
   Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
? рассмотреть основные этапы создания советского федерализма;
? проанализировать содержание и характерные особенности федеративного устройства по Конституции СССР 1936 года
? изучить национально-государственное устройство СССР по Конституции 1936;
? проанализировать правовое регулирование порядка принятия в СССР и образование новых субъектов федеративных отношений.
   Предмет исследования – Конституция СССР 1936 года.
   Объект исследования – федеративное устройство по Конституция СССР 1936 года.
   В процессе подбора материала для написания данной работы было выявлено, что публикации последних лет не до конца отражают сущность и историческое значение Конституции СССР 1936 года. Это связано с тем, что с течением времени, которое прошло с момента принятия и действия Конституции, исследование этого вопроса мало затрагивалось. В связи с этим, необходимо отметить важную историческую значимость изучения Конституции СССР 1936 года как одного из важнейших периодов истории развития конституционного права России. 
   Изучению исторического пути Советской Конституции посвятили свои работы Б.П. Кравцов (Советская конституция и ее историческое развитие), С.Л. Ронин (Конституция СССР 1936 года), И.М. Степанов (Развитие Советской Конституции) и др.
   Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком используемых источников и литературы.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I. Становление  советской модели федерализма
§1. Понятие федерализма и его принципы
   Федеративная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, является более сложной и многогранной. Федерация является наиболее подходящей формой государственного устройства для стран, отличающихся большой территориальной протяженностью и полинациональным составом населения. В следствие чего, совокупность теоретических знаний, идей и опыта относительно федераций характеризуется особым разнообразием, неоднозначностью суждений, наличием множества дискуссионных вопросов.
   Устройство федерации предполагает, что в государство будут введены основные процессы федерализма. Федерализм - более обширное и обобщающее понятие в сравнении с федерацией, которое трактуется учеными по-разному. Федерализм в российском праве можно определить как совокупность основополагающих, руководящих идей, определяющих сущность, основные черты и закономерности права, направление и приоритеты его развития, обусловливающих образование, эволюцию и функционирование федеративного государства.
   В различные периоды развития отечественной правовой науки проблемам федерализма уделялось особое внимание, однако до конца эта проблематика не изучена.
   Во всех конституциях ССР отразились закрепленные принципы добровольного объединения республик в единое союзное государство и равноправия республик. Об этом говорилось в составных частях Конституции 1924 года - Декларации и Преамбуле Договора об образовании СССР, в статье 13 Конституции 1936 года. В статье 70 Конституции 1977 года было объединено сразу три принципа федерализма - свободное самоопределение наций, добровольность объединения республик, их равноправие. Сама федерация основывалась на принципе социалистического федерализма.
   Но несмотря на это, советские союзные республики по численности населения, территории, экономике значительно различались между собой. Хотя в Союзе ССР все республики являлись равноправными, но ни одна их них не пользовалась особыми привилегиями. Они все подчинялись в равных обязанностях по отношению к Союзу, и каждая республика имела одинаковую с другими республиками компетенцию, определенную как Конституцией СССР, так и конституцией своей республики.
   Принцип равенства союзных республик в СССР отразился и в том, что все ССР в одинаковой мере пользовались благами Союза, на равных правах участвовали в формировании высших представительных органов Союзного государства, в работе внутренней и внешней политики СССР, в формировании общегосударственной воли, в разработке и принятии законов и других нормативно-правовых актов СССР, в равной мере пользовались со стороны Союза правами для своих интересов и прав, а также для своего государственного суверенитета.
   Конституция СССР 1936 г. развила принцип юридического равенства союзных республик, расширила гарантии его осуществления. В первую очередь, это выразилось в увеличении представителей каждой союзной республики в Совете Национальностей Верховного Совета СССР ( число представителей было увеличено с 11 до 32 депутатов).
   Конституция СССР 1936 г., усовершенствовала принцип равноправия, а так же предусматривала ряд необходимых дополнительных гарантий, необходимых для его осуществления.
   Статья 14  закрепляла за каждой союзной республикой право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями. (Статья 14: “Ведению Союза   Советских Социалистических  Республик  в  лице  его  высших  органов государственной власти и органов государственного управления подлежат: а) представительство   СССР   в   международных   сношениях, заключение,  ратификация  и  денонсация  договоров СССР с другими государствами,  установление общего порядка  во  взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами”)[1].
   Конституция 1936 года в статье 14 также закрепляла предметы исключительного ведения Союза ССР в лице его высших органов власти. Статья 15 гласила, что вне пределов, перечисленных статьей 14, каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно (Статья 15: “Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик”).[2]
  
§2. Этапы становления федеративных отношений в СССР
   Развитие федерализма в новом государстве началось после революции 1918 г. В своем развитии российский федерализм прошел 4 этапа:
1. Создание основ социалистического федерализма(1918-1936);
2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве (1937-1985);
3. Реформы в период принятия Конституции 1993 г.;
4. развитие федерализма после 1993 г.
   Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде советов в январе 1918 г. Этим постановлением было утверждено новое государственное устройство не только России, но и всей бывшей Российской империи. Но в первые годы существования новой страны, становление федерации на бывшей территории Российской империи было достаточно сложным процессом. Былиобъявлены независимость в Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, которые также были объявленны независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.
   На российской территории стал развиваться хаотичный процесс создания автономий по национальному или географическому признаку, хотя четких границ национального расселения не существовало. Но стоит отметить, что сам процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г.  Были созданы Башкирская, Татарская и другие АССР, а также ряд автономных областей. Но большая часть административно- территориальной России оставалась в статусе областей и губерний, в которых были созданы административные органы власти для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.
   Процесс создания автономий, изменение их границ и полномочий продолжался и после принятия в 1925 г. Конституции РСФСР.
   Созданный в 1922 г., СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, так как состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации, которое было закреплено в конституции. Такое объединение народов было связано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и представляло собой фиктивную федерацию. Было принято считать, что субъекты федерации являлись национальными по форме и социалистическими по содержанию, но основное звено реального управления, которым была коммунистическая партия, рассматривалась как сила интернациональная, что и превращало федеративное устройство государства в унитарное.
   После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР резко упало. На это было несколько причин. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что идея мировой революции и ожидание соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпели полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии на первый план вышли вопросы укрепления СССР, который выглядел как главный вопрос политики государства.
   Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) государство стало уже по существу унитарным с точки зрения организации государственной власти. В Конституции СССР были поименно перечислены 16 автономных республик и пять автономных областей.
   Конституционные гарантии не оказали особого влияния на сдерживание политики репрессий. Без каких-либо причин были ликвидированы многие автономии, а целые народы подверглись массовой депортации. В послесталинский период автономии некоторых из депортированных народов были восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы[3].
   Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития СССР в целом и России в частности. В 1990–1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации». 26 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование. Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств.
   В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию РСФСР в качестве ее составной части. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные образования признавались субъектами Федерации.
   
§3. Формы федеративного устройства
   Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.
   Такое устройство территории государства принято называть государственным устройством. Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственное устройство – это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.
   С точки зрения формы своего государственного устройства все государства делятся на две группы – унитарные и федеративные.
   Унитарным государством считается такое государство, которое не имеет в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство принято называть простым государством (единым).
   Унитарное государство делится лишь на административно - территориальные единицы (районы, города и т.д.), из которых и  складывается административно-территориальное устройство государства. При этом административно-территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Такой статус есть только у управляющих ими органов государственной власти или у органов местного самоуправления.
   Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств, то для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной власти, один высший орган исполнительной власти, единая система высших судебных органов, единое гражданство.
   Унитарное государство может существовать и самостоятельно как отдельное суверенное государство. Так же оно может входить в состав другого государства на федеративных началах, при этом сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, или свои автономные начала.
   В бывшем СССР унитарными государствами считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики.
   Федеративное устройство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризуется в своем  составе государством, правовым положением его составных частей (субъекты федерации, их взаимоотношения с самим государством).
   Конституция СССР закрепляла его государственное устройство как союзного государства, образованного на основе добровольного объединения равноправных советских республик (ст. 13). До принятия Конституции в составе СССР было 7 республик (по Конституции 1924 г.). К числу первых республик Союза  (РСФСР, УССР, БССР и Закавказской республики) были присоединены Узбекистан, Туркмения и Таджикистан. После этого административно-территориальное деление союзных республик, составляющих СССР, было увеличено до 11. Это было сделано за счет прямого вхождения Казахстана и Киргизии, которые были до этого момента автономными республиками в РСФСР, а также Азербайджана, Армении и Грузии, входивших в состав Закавказской федерации, которая после этого прекратила свое существание.
   Закрепив по форме федеративное устройство, Конституция отразила линию на централизацию во всех областях, делая акцент на функциях управления в республиках на уровне СССР. Если до этого как зарубежные исследователи, так и отечественные ученые называли СССР "унитарной федерацией", то можно сделать вывод, что именно Конституция 1936 г. дает основные утверждения для такого вывода.
   Так же необходимо отметить, что в Конституции СССР были перечислены не только автономные республики и автономные области, которые вошли в состав союзных республик, а также и административно-территориальные единицы - края и области. Так же СССР ведал вопросами утверждения образования новых краев и областей, новых автономных республик в составе союзных республик (ст. 14 п. "е"). Переход на высший государственный уровень вопросов национально-государственного устройства и административно- территориальной организации республик усилил начала бюрократической централизации и ограничил  самостоятельность ССР.
   В этом наблюдалась определенная тенденция для организации управления государством, и ее особенно хорошо можно увидеть в полномочиях СССР в хозяйственно-экономической сфере, которые были закрепленны в Конституции 1936 г. К такому введению вопросов было отнесено установление налогов и доходов, которые поступали на образование бюджетов; управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями союзного значения; управление транспортом и связью. Практически все важные хозяйственные единицы были подчинены союзным министерствам, что заметно ослабило права республик и сделало их в экономической сфере полностью зависимыми от центра.
  
 Глава II. Национально – государственное устройство СССР
   
§1 Правовой статус субъектов федеративных отношений в СССР
   Конституция СССР 1936 года провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. И хотя социалистическая идеология, которая пронизывала Конституцию СССР 1936 года, в её тексте уже не было призывов к победе социализма во всем мире.
   В сфере союзных отношений, Конституция разграничивала компетенцию Союза и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер. В июне-июле 1936 г. во всех союзных республиках были созданы конституционные комиссии, которые должны были подготовить проекты своих республиканских конституций. По одобрению ЦИК республик, эти проекты были опубликованы для всенародного обсуждения и в окончательном виде утверждены на республиканских чрезвычайных съездах Советов, состоявшихся в январе—марте 1937 г.
   В новых конституциях союзных и автономных республик нашли свое выражение и закрепление единые для всего СССР социалистические принципы общественного и государственного строя, а также положения, определяющие основные права и обязанности советских граждан, структуру и организацию органов государства. При этом,  конституции союзных республик отражали особенности исторического развития и национально-государственного устройства республик. Например, в конституциях большинства союзных республик указывалось, что Советы депутатов трудящихся увеличились и окрепли за счет свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, а так же за счет освобождения населения республик от национального гнета царизма, русской империалистической буржуазии, разгрома националистической контрреволюции.
   В Конституции СССР 1936 г. было закреплено вхождение новых республик: Азербайджанской, Армянской и Грузинской.
   В ней же были преобразованы Казахская и Киргизская из автономных республик РСФСР в союзные. Конституции Туркменской, Узбекской и Таджикской ССР наряду с этим отмечали такой важный исторический момент, как воссоединение разобщенных царизмом частей туркменского, узбекского и таджикского народов в социалистические государства рабочих и дехкан. В конституциях Туркменской, Узбекской, Таджикской, Казахской и Киргизской республик было записано, что социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства утверждались в этих республиках в результате ликвидации не только капиталистической, но и феодальной системы хозяйства. В Конституции Киргизской ССР говорилось о ликвидации родовых отношений и колониальной эксплуатации.
  Таблица 1.
  «Союзные республики по Конституции 1936 года»
   Российская СФСР
   Украинская ССР
      Белорусская ССР
   Азербайджанская ССР
      Азербайджанская ССР
   Грузинская ССР
      Армянская ССР
   Туркменская ССР
      Узбекская ССР
   Таджикская ССР
      Казахская ССР
   Киргизская ССР
     
  
 
 Таблица 2.
  «Национально-государственное устройство СССР по конституции 1936 года» 
   Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
      Автономные республики
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
   Автономные области
      Татарская

   Адыгейская
      Башкирская

   Еврейская
      Дагестанская

   Карачаевская
      Бурят-Монгольская

   Ойротская
      Кабардино-Балкарская

   Хакасия
      Калмыцкая

   Черкасская
      Карельская

    
      Коми

    
      Крымская

    
      Марийская

    
      Мордовская

    
      Немцев Поволжья

    
      Северо-Осетинская

    
      Удмуртская

    
      Чечено-Ингушская

    
      Чувашская

    
      Якутская

    
       
   
   Административно-территориальное деление Союзных республик закреплялось в их Конституциях.
   Союзные республики имели свои государственные гербы и флаги, построенные на основе общей идеи с государственным гербом и флагом СССР и отражавшие особенности республик. Описание рисунков государственного герба и описание государственного флага было установлено Конституциями Союзных республик.
    Таблица 3.
     «Союзные республики и их столицы»
   Союзная республика
   Столица
      Российская СФСР
   Москва
      Украинская ССР
   Киев
      Белорусская ССР
   Минск
      Азербайджанская ССР
   Баку
      Грузинская ССР
   Тбилиси
      Армянская ССР
   Ереван
      Туркменская ССР
   Ашхабад
      Узбекская ССР
   Ташкент
      Таджикская ССР
   Сталинабад
      Казахская ССР
   Алма-Ата
      Киргизская ССР
   Фрунзе
      Ряд Союзных республик имел свои государственные гимны, отражающие основные идеи государственного гимна СССР и национальные особенности исторического развития этих республик.
   Советские Союзные республики за годы своего существования превратились в передовые социалистические государства. Народы Союзных республик добились ликвидации фактического неравенства и отсталости. Коммунистическая партия Советского Союза неуклонно проводила ленинско-сталинскую национальную политику, направленную на всемерное развитие всех социалистических наций, на укрепление дружбы и взаимного сотрудничества между ними.
    
§2.  Союзная республика как субъект федеративных отношений
   В главе II Конституции “Государственное устройство” (ст.13-29) закреплялись принципы советского социалистического федерализма, добровольность объединения равноправных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суверенитет союзных республик.
   Союзная республика как субъект СССР обеспечивался  в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления, права, определённые ст. 14 Конституции СССР. За пределами данной статьи Конституции СССР Союзная республика осуществляла государственную власть самостоятельно, сохраняя при этом полноту своих суверенных прав.
   Суверенитет Союзной республики юридически закреплялся рядом правовых гарантий, которые были установлены Конституцией СССР.
   Первая правовая гарантия состояла в том, что права Союзной республики принимать свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с общесоюзной Конституцией (ст. 16 Конституции СССР).
   Вторая правовая гарантия заключалась в сохранении за каждой Союзной республикой права свободного выхода из СССР. Это право законодательно было закреплено в ст. 17 Конституции СССР, а так же в Конституциях ССР. 
   Третья правовая гарантия состояла в том, что территория Союзных республик не могла быть изменена без их согласия (ст. 18 Конституции СССР). Тем самым подчёркивалось верховенство Союзной республики над своей территорией.
   При этом союзные республики должны были обладать тремя объективными признаками.
    Первый объективный признак состоял в том, что Союзная республика не должна была быть окружена со всех сторон территорией других Союзных республик. Это правило было введено для того, чтобы обеспечить за каждой Союзной республикой гарантированное ей по Конституции СССР право на свободный выход из состава СССР.
    Вторым объективным признаком была национальность, дававшая советской республике свое имя, представлявшая в республике большинство. 
   К третьему объективному признаку необходимо отнести тот факт, что ССР должна была быть достаточно большой по населению. Этот признак был необходим для формирования армии и защиты своей независимости при необходимости или желания выхода из состава СССР. Данные признаки должны были присутствовать в республиках
   Охрана суверенитета Союзных республик возложена Конституцией СССР (ст. 15 Конституции СССР) на Союз ССР. Союз ССР охраняла суверенные права Союзных республик своей военными, экономическими и политическими возможностями. Охрана СССР суверенных прав Союзных республик являлась главной гарантией суверенитета.
   Компетенция Союзных республик определялась в самих Конституциями ССР на основании и в соответствии с общесоюзной Конституцией. Так, ст. 19 Конституции РСФСР и соответствующие статьи Конституций других Союзных  республик устанавливали, что ведению Союзной республики в лице её высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежали: установление Конституции республики и контроль за её соблюдением.
   Так же было отмечено, что права союзных республик на неизменяемость их территорий были прописаны в конституциях ССР. Такое изменение допускалось лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике и неоднократно применялось.
    Вопрос о границах между республиками на протяжении десятилетий не был предметом неразрешимых споров, которые всегда решался на основе принципа интернационализма.
 
§3. Автономная республика как субъект федеративных отношений
   Автономная республика – форма государственной автономии в некоторых странах и политической организации населения, которое проживает на территории той или иной автономии. Каждая автономная республика имела свою конституцию, учитывавшую особенности автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией союзной республики. В ведении высших органов государственной власти автономной республики находились только принятие конституции автономной республики, установление районного деления автономной республики, утверждение народного хозяйственного плана и бюджета автономной республики. В следствие чего, компетенция автономных республик сводилась к решению вопросов местного значения. Автономная республика характеризовалась такими государственно-правовыми признаками:
1. Территория и право территориального верховенства (без согласия АССР не могла быть изменена территория).
2. Гражданство (каждый гражданин является гражданином РСФСР и СССР). 
3. Конституция (в Конституции РСФСР было требование, чтобы конституция АССР считалась с особенностями автономной республики).
4. Высшие государственные органы власти: правительство, высший судебный орган, прокурор Республики.
5. Национальная государственность:
? органы государственной власти состоят из местного населения, то есть людей, которые знают язык и обычаи данной территории;
? работа ведется как на официальном языке, так и языке народа данной республики;
? собственная государственная символика: герб, флаг, столица и гимн (в СССР гимн был единым).
   Автономные советские социалистические республики и автономные области, самоуправляющиеся советские республики и области, являющиеся формами национальной автономии для национальных меньшинств, населяющих территорию Советского Союза. В конституционном праве РСФСР устанавливалось право отдельных национальностей на выделение, по решению их съездов советов и с утверждением верховных органов РСФСР, в автономных советских социалистических республиках и областей. Автономные республики представляли собой более широкую форму автономии, чем автономные области. Стоит пояснить причины, почему одни национальности получали более широкие права государственного самоуправления на фоне других. Причина этого заключалась в различии их экономического и культурного развития. В связи с этим,  национальности более слабые в экономическом и культурном отношениях, требовавшие большей поддержки со стороны федерального государства, получали меньшую степень самостоятельности.
   Высшим органом в автономных республиках являлся Съезд Советов данной республики, а в промежутках между Съездами — Центральный исполнительный комитет и его президиум. Непосредственное управление республикой принадлежало Совету народных комиссаров и народным комиссариатам.

§4. Иные субъекты федеративных отношений СССР
   Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. Опыт государственного устройства советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идея преодоления «национального гнета» и утверждение «национальной государственности» служили средством, отвлекающим народы от создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм являл собой только прикрытие для жестко централизованного государства.
   В 1936 году с принятием  Конституции многие края были преобразованы в области, а автономные области — в автономные союзные социалистические республики. Новые области появлялись на базе губерний Российской империи, реже — губерний РСФСР (Челябинская, Обско-Иртышская области, Алтайский и Приморский края). Конституция СССР 1936 года упорядочила статусы национальных округов. Как представляется, основные законы СССР и РСФСР тогда преобразовали национальные округа из административных единиц краев, областей в административные единицы РСФСР и, следовательно, "входящие" единицы краев, областей. Это означает, что конструкция "национальный округ в составе края, области" стала сложносоставной.
   Так, статья 22 Конституции СССР 1936 года перечисляла в составе РСФСР 5 краев (включавших 6 автономных областей), 19 областей (из которых, до принятия Конституции семь являлись краями, т. е. включали в свой состав АССР) и 17 АССР, напрямую входивших в РСФСР. Единственным исключением из правила был Приморский край, в составе которого, вопреки сформировавшемуся принципу, никогда не было автономных образований. Однако он включал в себя две внутрикраевые области, которые, вероятно, наличие позволяло ему сохранять статус края, хотя не могли быть приравнены к автономиям. Восемь внутрикраевых областей были образованы в составе Дальневосточного края в 1932–1934 года, сохранились при его разделении в 1938 г. на Хабаровский и Приморский края, и прекратили существование (путем упразднения или выхода из состава края) в 1939–1956 гг. Кроме Дальневосточного края, область в своем составе имел лишь Северо-Кавказский край в 1933–34 гг.
 Автономные области имели высший орган власти в лице областного съезда советов, а в промежутках между съездами — областного исполкома и его президиума. Органы управления в автономных областей не образовывались, а ведение делами по отдельным отраслям принадлежало отделам областного исполкома. По объему ведения органы власти автономных областей обычно приравнивались к губернским. Согласно ст. 15 Конституции СССР автономные области были представлены в Совете Национальностей — по 1 представителю от каждой.
   
   
   
   
   
Глава III. Правовая характеристика Конституции СССР 1936 года
   
   Конституция 1936 г. зафиксировала социально-экономические, политические и культурные реалии, которые сложились в период существования Конституции 1924 года. В связи с возникшими изменениями в жизни общества, были необходимы серьезные изменения и основном законе страны. Например, таким изменениям под.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44